Страна и мир эксклюзив «Юмор — лучший лубрикант»: что смотрят россияне по телевизору и как объяснить успех турецких сериалов

«Юмор — лучший лубрикант»: что смотрят россияне по телевизору и как объяснить успех турецких сериалов

Узнали у экспертов, как меняются тренды телесмотрения и вкусы аудитории на контент в Сети

Одни россияне сегодня следят за программой телеканалов. Другие смотрят фильмы в онлайн-кинотеатрах — и те, и другие ощутили изменения

Запросы аудитории удивляют. С одной стороны, огромному числу россиян хочется смотреть на обычных людей — таких, как они сами. С другой — поражает популярность турецких сериалов, в которых от реальной жизни, пожалуй, и нет ничего. Так что и почему смотрят в России по телевизору и в интернете? Разбираемся с экспертами, как меняется рынок видеоконтента.

Как изменились тренды телесмотрения и потребления интернет-контента, журналисты из разных регионов поговорили на большой конференции в Санкт-Петербурге, которую провел оператор «Триколор». С участием экспертов удалось охватить актуальные темы: как государство влияет на развитие медиа, каких законов в этой сфере ждать в ближайшем будущем, что хотят смотреть россияне и как приходится наращивать защитные механизмы операторам теле- и спутникового вещания, которые пострадали от атак «сопредельного государства».

Какие телегерои привлекают россиян

Жители Архангельской области часто оказываются на федеральных шоу. Мы решили узнать, есть ли тенденция, которую заметно из региона — растет ли интерес к простому человеку, который порой украшает эфир не хуже звезды?

— Телевидение, действительно, интересно простому человеку. А еще очень сильное влияние оказала «голая вечеринка», — комментирует Михаил Анисимов, генеральный продюсер «Триколор», — в хорошем смысле для зрителя! Звезды после этого куда-то подвинулись, к ним люди стали относиться осторожнее. И на первую ступень должен встать простой человек.

Человеку интересно смотреть на такого же человека, как и он.

— Поэтому тренды такие: контент, который делает сам простой человек. И контент о простом человеке. Я никогда не думал, что народ будет смотреть документальные фильмы про мужика, который работает в Сибири на лесоповале! Смотрят! Заходит такое, и это очень здорово.

Что касается производства сериалов и кино, здесь в фокусе внимания — герой во всех смыслах. Персонаж, несущий доброе-вечное.

— Нам кажется, что самый большой запрос сейчас — на социальную справедливость, — комментирует Андрей Никифоров, креативный продюсер ТНТ. — И на народных героев, которые эту социальную справедливость приносят. То есть хочется, чтобы пришел такой большой дядя Степа и нас защитил, проявил то, что не проявлено, дал добра и справедливости. Хочется давать зрителю добрых народных героев, которые будут вдохновлять делать в обычной жизни что-то похожее.

Современные реалити-проекты, которые на первый взгляд кому-то кажутся простыми и смешными, на самом деле тоже, отвечают на многие вопросы: конфликт отцов и детей, отношения в неравном браке, подготовка к материнству, конфликты с близкими и так далее. Так, например, канал «Ю», известный такими шоу как «Беременна в 16» (16 +), «Ждули» (16 +), «Я стесняюсь своего тела» (16 +) и прочих проектов, ведет исследование глубины психологических проблем.

— Взлетело наше оригинальное реалити «Ждули». Идея родилась, когда мы начали читать тематические форумы девушек, которые познакомились по переписке с арестантами и ждут их на свободе. И новые проекты построены на проблемах, которые есть во многих семьях, но их не называют своими именами. А мы называем — и делаем про это реалити. Очень много людей в итоге наблюдают за собой со стороны и видят, как выходить из какой-либо обычной житейской ситуации, — комментирует Екатерина Каневцова, креативный продюсер канала «Ю».


То есть проекты создаются на запрос аудитории. Так, например, канал «Ю», отметив высокий интерес зрителя к реалити-шоу «Беременна в 16» (16 +), созрел на «Беременна в 45» (16 +).

Жанр реалити-шоу переживает лучшие времена

79 процентов аудитории канала — это женщины от 14 до 44 лет, еще канал очень популярен среди мам. Контент «Ю» на 80 процентов состоит из реалити собственного производства, из них большая часть — это оригинальные форматы. Всё это россиянки смотрят и по телевизору, и в Сети.

— Если говорить про «Беременна в 45» — у женщин этой возрастной категории совсем другая философия, другие проблемы, поэтому вайб проекта получился не таким, как в «Беременна в 16». Реалити «Неравный брак» тоже поднимает важные темы: сегодня много стереотипов, и если раньше большая разница в возрасте обществом осуждалась, то сейчас это абсолютно нормально. При этом мы показываем сопротивление общества — близких, родных, коллег таким отношениям. А «Зови меня мамой» (16 +) — это первое реалити в России про усыновление.

Все реалити — психологические. И если у самой зрительницы нет такой проблемы, она есть у соседки или подружки. А мы — показываем решение.

То есть контент создается не только на сочувствие и сопереживание героям, но и с мотивацией на какие-то шаги, которые могли бы изменить мир к лучшему. «Зови меня мамой» — проект, который может кого-то подтолкнуть на усыновление или удочерение. «Ю» показывает, как пройти школу приемных родителей, с какими сложностями столкнутся такие семьи — от знакомства до бюрократических барьеров.

— А основной посыл реалити «Я стесняюсь своего тела» — если заболели, идите к врачу, иначе могут быть большие сложности. То есть часто мы несем познавательную функцию, а не только развлекательную, — поясняет Екатерина.

— У нас так же. А еще мы считаем, что юмор — лучший лубрикант, — говорит Андрей Никифоров, креативный продюсер ТНТ. — Через комедию в людей часто заходят серьезные смыслы, и каждый сериал «ТНТ» имеет такие ценности. Как мы их называем — комедии со смыслом. Если взять проект «Кибер-папа» (16 +), это история о том, как взрослый мужчина сближается с сыном. То есть просто веселенькое — не идет. А поднимать через юмор важное — это возможность установить контакт со сложными и неудобными темами.

Про турецкие чары (они теряют силу!)


Один из самых известных турецких сериалов — «Великолепный век» (16 +). Когда актер проекта Бурак Озчивит приехал в Россию в феврале 2024 года, его принимали как мировую звезду.

Только посмотрите на уровень гостеприимства!

В Сети есть забавное видео с публичной фан-встречи, где россиянин сначала возмущается в микрофон, что из-за сериала ревнует жену, а потом сам признается в симпатии Бураку, после чего они обнимаются как родня. Это удивительно, но статистика показывает, что таких зрителей очень много.

— Мы знаем, что вы смотрите, — в топе остаются кино и сериалы, а не новостная повестка, которая занимает всего 12 процентов, — сообщает Олег Стручковский, коммерческий директор «Триколор». — Я честно скажу, я турецкие сериалы не люблю, но всё-таки у наших пользователей это самый-самый востребованный контент.

Ответ на вопрос, почему же так востребованы турецкие кинороманы, — очень прост.

— Людям интересны истории про любовь с очень прозрачной линией сюжета, развития героев, — отвечает Марина Гаспарян, директор по производству контента «Триколор». — Всё это популярнее, чем сложное произведение с поднятыми проблемами. Наверно, так происходит, потому что людям такое кино и сериалы закрывают потребность в релаксе, расслаблении, отвлечении от каких-то бытовых проблем. Прожить день в рутине, прийти домой и посмотреть суперсложный сериал, где надо рефлексировать и возможно даже копаться в себе — не каждому надо. Именно поэтому каналы с таким контентом мы рассматриваем как площадку, на которой безопасно с психологической точки зрения. То есть можно включить и отдохнуть. Поэтому мы будем делать выбор в пользу таких красивых сочных сериалов — турецких, сербских, мексиканских. И даже дорамы (южнокорейские и японские сериалы. — Прим. ред.) — найти можно, контент такой доступен.

Любопытно, что интерес к турецким сериалам объясняется еще и тем, как выглядят актеры. Зрителям хочется... смотреть на красивых людей.

— Сначала сработал эффект новизны, а еще — красивые лица. Я говорю про красоту в прямом смысле этого слова. Сериалы, где герои были красивые, собирали гораздо больше зрителей, чем сериалы, которые раскрывали сложные сюжеты. То есть, на самом деле очень интересные и злободневные, но не привлекали широкую аудиторию, — заметила Марина Гаспарян, директор по производству контента «Триколор».

При этом пик популярности турецкого контента проходит — заметно снижение интереса. И Марина Гаспарян это связывает не с тем, что они стали менее интересными, а с тем, что некая аудитория уже сформировалась, и она не расширяется: любителей таких сериалов мало с учетом того, как много появляется этого контента.


По турецким мотивам уже снимают русские сериалы, но тут надо признать, что процесс это взаимный, — в других странах свою кальку на наше тоже делают. Взять, к примеру, южнокорейский сериал «Мажор» или турецкий фильм «Холоп».

Первые места по популярности среди фильмов занимают, как сообщает «Триколор» с отсылкой на рейтинг «Медиаскоп», — золотые советские хиты, такие, например, как «Любовь и голуби» (12 +) или «Иван Васильевич меняет профессию» (6 +). Если же говорить не про кинопроекты, то в топ-3, конечно, новогоднее обращение, парад на 9 Мая и громкие спортивные события.

Что диктует государство


Что по телевизору покажут, а что нет, на какое кино дадут денег, а какое запретят на старте — зависит от государства.

— Любое государство внимательно относится к информационному пространству, — комментирует Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео». — То есть определяет работу и СМИ, включая телеканалы, и онлайн-кинотеатры, и операторов, которые распространяют контент. Государство на каждую эту индустрию смотрит под своим углом и периодически вмешивается, внедряя новые запреты и ограничения.


Один из самых сильных кнутов — признание Верховным судом «международного движения ЛГБТ» экстремистским и запрет на его деятельность в России. При этом, как говорит Бырдин, есть и пряники — сегодня активно поддерживаются отечественные медиапродукты:

— Это выливается в увеличение объемов телепроизводства. Также дополнительное финансирование позволило сделать качество картинки более высокой. И большая часть таких проектов при такой поддержке укладывается в государственную культурную политику, которая нацелена на продвижение всяческих традиционных ценностей. За всё хорошее, против всего плохого. Поэтому логично, что чуждые государству ценности будут запрещаться. А актуальные — поддерживаться и нестись в массы. И это вмешательство не носит топорного характера, все эти продукты смотрибельны — там вполне живые сценарии и не деревянные артисты.

В пример приводят «Слово пацана» (18+) — отечественный проект, получивший поддержку государства, который прогремел на всю страну. Сериал стал востребованным еще при платном доступе, а потом его стали показывать на более широкую аудиторию — по «НТВ».

Сериал «Слово пацана» стал самым популярным в России — это один из популярнейших проектов Института развития интернета (ИРИ), организации, которая продвигает патриотический и не противоречащий государственным принципам контент.

Молодые и малоизвестные ранее актеры благодаря сериалу прославились

Есть ли нехватка контента?

Эксперты отмечают, что нехватка контента всё же есть и ощущается после начала СВО. Ушли мейджоры (лидеры рынка европейского кино, — Прим. ред.). Взялся за активное пополнение реестра иностранных агентов Минюст.

— Каждую пятницу определенное количество контента из библиотеки любого вещателя или поставщика контента вываливается, поскольку появляется какой-то актер, который что-то сказал. Или подумал, но не сказал. Очевидно, что он — на следующую пятницу тогда... С контентом проблема. Более того, федеральные вещатели, как более богатые, выкупают иностранный контент — в том числе турецкий. А вот у региональных каналов проблемы с контентом точно еще сильнее ощущаются, — комментирует Александр Широких, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей.

Часть доступного до СВО контента отвалилась, поэтому в Россию пришли кинопродукты из Турции, Латинской Америки, Южной Кореи и так далее.

— Замещать ушедшее стали новыми странами или старыми забытыми — как Индия, что в советское время было популярно, — комментирует Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily. — Корея, Южная Америка, Турция... На самом деле, за год этим нарастили ту потерю, которая была в самом начале 2022 года. Однако на первое место вышли российские ориджиналс — с 2021 года они постепенно стали обретать черты очень качественного контента. Рынок вырос, дело не только в количестве контента, игроки создавали такой, который смотрели. Если раньше многие платили за голливудские премьеры, то сейчас подписка растет на отечественный контент.

В кадре — города страны

При этом есть тенденция — в новом отечественном кино активно показывают разные города страны. Это и Казань в том же «Слове пацана», и Архангельск — если говорить про сериал «Как Деревянко Ломоносова играл» (18+) на канале «СТС».

Таким на всю Россию показали Архангельск

И везде в новом кино — это как минимум хорошие планы, по которым можно посмотреть Россию. А жители этих регионов потом с удовольствием наблюдают себя, знакомые места, дома, памятники. В конце концов, это может и сильно изменить жизнь в регионе, как получилось с Мурманском, где после «Левиафана» Звягинцева произошел туристический бум. Причем современная проза, к слову, — тоже суперлокальная.

— В 2022–2023 годах достигнут новый уровень в съемке, на 30 процентов снимать стало дороже, но зато не стыдно! Вот давайте признаем: мы смотрим по десятому, сороковому разу советские фильмы — не каждый фильм с 91 года мы готовы смотреть столько раз... Издеваться над собой... А сейчас есть такой контент, который хочется пересматривать, — резюмировал Денис Кусков.

Какое кино смотрите?

Старое отечественное
Новое российское
Турецкое
Южнокорейское
Голливудское
Индийское
Все вперемешку и в комментариях напишу, что вы не учли

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления