RU29
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Архангельске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

1 м/c,

вос.

760мм 100%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Экономика «Не брать кредиты не получится»: как госдолг Архангельской области может повлиять на жизнь северян

«Не брать кредиты не получится»: как госдолг Архангельской области может повлиять на жизнь северян

Госдолг снизился, но что это значит, и как это скажется на нашем кошельке?

Рост госдолга области наблюдался с 2008 по 2016 год. В 2012 году губернаторское кресло занял Игорь Орлов. С 2014 года началось снижение темпов роста госдолга

Правительство Архангельской области отчиталось о том, что за девять месяцев государственный долг региона снизился на 26%. Вроде бы хорошо, но что значат эти цифры для простого человека? Откуда взялся долг, почему он девять лет рос и только сейчас снижается? И как это влияет на благополучие северян? За ответами мы обратились к трем экспертам в области экономики, в том числе федеральному.

«К шоку оказались не готовы»


По данным областного правительства, на 1 июля 2019 года госдолг Архангельской области составил 27,1 миллиарда рублей. Он непрерывно рос с 2008 по 2016 год, — с тех пор началось его снижение. Почему долг вообще появился?

Кризисные явления, с которыми столкнулась не только вся мировая, но и российская экономика в 2008 году, привели к тому, что дефицит региональных бюджетов стал стремительно увеличиваться, при том что никаких глубоко продуманных механизмов, направленных на оптимизацию бюджетных расходов и улучшение пополняемости доходной части бюджета на тот момент попросту не было, — считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

— Тучные «нулевые» привели к тому, что доходы регионов и страны в целом росли, экономить отвыкли, а к шоку оказались просто не готовы.

Сейчас, как отмечает эксперт «Финам», бюджетная политика и государства, и отдельных субъектов Федерации в корне изменилась:

— На всех уровнях власти научились или активно учатся сокращать и оптимизировать расходы, увеличивать собираемость налогов, разумно подходить к вопросам бюджетирования. Да и государственная политика в части поддержки регионов, рефинансирования задолженности, стимулирования снижения регионального госдолга дает свои плоды.

Про кризис вспоминает и профессор кафедры менеджмента Высшей школы экономики, управления и права САФУ Александр Пластинин.

— 2008 год был кризисным. Когда кризис, ясно, что госдолг может вырасти. Если в обыденной жизни долг — это обычно плохо, то в экономике — вполне нормальное явление. Это условие для более быстрого роста.

При этом правило простое: можно занимать, если есть рост доходов.

Правда, в кризис экономика не растет, но занимают и по другим причинам. Темп набран, а денег нет. В попытках не уронить уровень жизни населения приходится занимать. Почему тогда рос долг? С одной стороны, экономика еще росла, а с другой стороны, надо было принимать дополнительные усилия, чтобы нивелировать последствия кризиса, — говорит Александр Пластинин.

«Симптом болезни»: несправедливое распределение доходов


Елена Усачева в 2005 году возглавила департамент финансов Архангельской области, а в 2010-м — Министерство финансов Архангельской области

По мнению доктора экономических наук, заслуженного экономиста России Николая Залывского, госдолг у Архангельской области появился как реакция на дефицит регионального бюджета. Например, в 2013 году, говорит он, дефицит составил около 8 миллиардов рублей. В таких случаях дефицит покрывают коммерческими и бюджетными кредитами. Но в кризисные времена бюджеты всех уровней лимитированы, а в коммерческих кредитах более высокие проценты.

— А почему возникает дефицит? Недостаточно доходов бюджета на финансирование необходимых потребностей и желательно для развития Архангельской области. Но ларчик полного ответа одним ключиком, даже золотым, не открывается! Доходы регионального бюджета образуются из налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

По его мнению, есть две возможные причины недостатка денег:

— Во-первых, неоптимальное или несправедливое распределение доходов, образующихся на территории субъекта РФ, между федеральным и региональным бюджетами. Симптом этой болезни наметился в начале 90-х годов, когда доля налогов, зачисляемых в региональный бюджет, была около 62%, а к 2013 году — уже около половины. Во-вторых, низкий уровень финансовых доходов предприятий самой Архангельской области. Синонимом недостаточности собственных доходов и является причисление Архангельской области к дотационным регионам России.

Собственных средств, чтоб справиться с долгом, у области нет


Как правительство борется с ростом долга? По данным областного правительства, долг удалось снизить в том числе «благодаря привлечению краткосрочного бюджетного кредита». Насколько логично брать в долг, чтобы погасить другой долг? В отчетах правительства говорится, что это помогает экономить: благодаря погашению коммерческих кредитов с более высоким процентом и открытием бюджетных кредитов с более низким процентом экономия достигла 675 миллионов рублей за первое полугодие 2019 года.

— В основном долг — это кредиты. А кредиты могут быть взяты у бюджета либо у коммерческих банков. При этом у бюджета проценты естественно низкие, а у коммерческого банка высокие. Так что должно делать наше министерство? Принимать усилия для перекредитования. Как только получило новый бюджетный кредит, скажем, в 100 миллионов, погасить кредит банку. Вот здесь и возникает экономия средств на обслуживание долга, — объяснил Александр Пластинин.

На 1 января 2019 года госдолг Архангельской области составил 35,5 миллиарда рублей. На 1 июля — 27,1 миллиарда рублей. По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, это немаленькая цифра, но к критическому уровню её отнести нельзя.

— Другое дело, что регионы с высоким соотношением госдолга к валовому региональному продукту в меньшей степени могут рассчитывать на помощь со стороны федеральных властей в части получения льготных кредитов. Центр активно помогает субъектам Федерации реструктурировать свои долги с тем, чтобы снизить долговую нагрузку на региональные бюджеты. Выбор инструментария для улучшения бюджетной политики не так уж и велик. Это повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов в бюджет, эффективное расходование средств, привлечение в регион инвестиций, качественное бюджетирование, работа по снижению долговой нагрузки за счет реструктуризации долгов.

Аналитик делает вывод, что руководство Архангельской области проводит достаточно эффективную политику в данном направлении, однако не все так просто:

— Не брать кредиты не получится – собственных средств для того, чтобы быстро исправить ситуацию с долговой нагрузкой, попросту у области нет.

Другое дело, что можно брать кредиты на более выгодных условиях, чтобы за счет этого гасить кредиты, по которым условия хуже. Это нормальная практика. И федеральные власти идут навстречу регионам, стараясь реструктурировать их задолженность под меньшие проценты.

По информации правительства области, доля коммерческих кредитов в госдолге области на конец 2018 года составляла 59%. Николай Залывский предпочитает мерить эффективность оптимизации долговой нагрузки другим критерием. Например, скоростью сближения со среднероссийским уровнем госдолга по стране — это 30,5% по данным на 1 января 2018 года.

— Пока за скобками остаются ответы, в какой мере обращение к коммерческим кредитам было безотлагательной потребностью и как они содействовали расшивке узких мест в экономике и бюджетной деятельности исполнительных органов власти региона. Был ли конфликт интересов госчиновника и банка?

Исключены ли при этих сделках коррупционная составляющая хозяйственных интересов кредиторов и заемщика?

Нет и ответов про большую разницу в интервалах госдолга Архангельской области и других субъектов РФ, в первую очередь с минимальными долями этого долга к объемам собственных доходов, — считает Николай Залывский.

Пятёрка Министерству Финансов


На 1 июля 2019 года госдолг области составил 27,1 миллиарда рублей

Госдолг в представлении обывателя существует где-то там далеко и, на первый взгляд, не касается простых жителей. Но так ли это на самом деле?

— На первый взгляд кажется, что простого человека не касается, растет долг или уменьшается. Но деньги имеют цену. Если ты берешь миллион, то отдаешь миллион плюс проценты. Так вот, в Архангельской области за 2018 год удалось сократить расходы на обслуживание долга примерно на 325 миллионов. Разделим 325 миллионов на цену социальной квартиры, 2 миллиона. Значит, порядка 160 социальных квартир можно построить только за счет того, что сократили либо сам долг, либо его обслуживание. Вот это уже эффект. За одно это я бы поставил пятёрку нашему Министерству финансов, — говорит Александр Пластинин.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев приводит данные итогов 2018 года: госдолг есть практически у всех регионов страны.

— Если, конечно, от этого легче, то в должниках не только Архангельская область, но и практически все остальные субъекты федерации. Нулевое соотношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета по итогам 2018 года имели только Севастополь и Сахалинская область. В среднем по всем регионам страны эта цифра равнялась 25,3%, а Архангельская область находится в этом рейтинге на 54-м месте (из 85). Что значат эти показатели для простого человека? Если не углубляться в детали, то не так много, как может показаться.

Конечно, наиболее благополучные в этом плане регионы могут похвастаться несколько более высокими зарплатами, уровнем жизни, качеством инфраструктуры.

Наиболее отстающие субъекты федерации, где соотношение госдолга к валовому региональному продукту велико, как правило, характеризуются более депрессивной в целом экономикой, невысокими доходами жителей и пр. Хотя само по себе соотношение госдолга в ВРП не является гарантией высокого уровня жизни. Так, в числе лидеров с небольшими долгами находятся не только «зажиточная» Москва и нефтеносные регионы Сибири, но и отнюдь не рекордно богатые Алтайский и Приморские края (6-е и 9-е места соответственно), Иркутская область (11-е место), Республика Крым (12-е место), Владимирская область (13-е место) и республика Башкортостан (14-е место). И все же, чем больше зарабатывает и чем эффективнее расходует заработанные средства тот или иной регион, тем в среднем жизнь там лучше, — делает вывод аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Уровень госдолга Архангельской области с соседними регионами сравнил и Николай Залывский. Пока что у Архангельской области не самый низкий долг по сравнению с соседями. По словам Залывского, серьезная проблема с госдолгом не стала менее острой от снижения темпов его роста.

— Поэтому даже желание министра финансов Архангельской области Елены Усачевой формировать бюджет на следующий год и на плановый период «с учетом всех положений долговой политики» оставляет за мной право быть предельно скромным в ожиданиях. Приведу три аргумента, почему важнее иметь в руках аналитическую синицу, чем прогностического журавля оптимизма. Неслучайно выше упомянул 2013 год. Это интервальная середина периода стремительного роста госдолга Архангельской области. Тогда долг измерялся примерно 45–48% собственных доходов региона. Были соседние регионы и с более низкой долей (в частности, Республика Коми), так и с существенным превышением этого показателя (соседняя Вологодская область). Во-вторых, в 2017 году 19 субъектов РФ, начиная с НАО, имели величину госдолга менее 20% к собственным доходам. Архангельская область занимала в рейтинге 67-е место из 85 мест с долей госдолга в 79%. В-третьих, отрадно, что объем госдолга за 2018–2019 год уменьшился почти на 14 миллиардов рублей, а вот к планируемому снижению доли госдолга на 8% до 68% в 2020–2022 годы остаюсь холодным, как арктический айсберг.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления